Материалы к конференции в Алуште в 2007 г

Студенты и школьники в детском саду

Потапова Т.В., Свенцицкая Н.О.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, НИИфизико-химической биологии им. А.Н. Белозерского,
Отдел математических методов в биологии. Россия, 119992, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ,
Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru
СОШ №17, 117279 Москва ул Введенского 28, www.scl17.ru

В конце прошлого века в подмосковном академгородке Пущино появилась замечательная социально-педагогическая инновация, получившая образное название «Малыши и няньки» Группа ученых создала «Лабораторию оптимизации природопользования», где был разработан ряд новых подходов к экологическому образованию и воспитанию детей и подростков. В частности, было наглядно показано, с одной стороны, что самые современные научные знания легко усваиваются школьниками и студентами при выполнении ими совместных проектов с учеными, а, с другой стороны, что молодые по возрасту «наставники» легко и просто находят способы донесения новых знаний до малышей и с энтузиазмом воплощают свои «инновации» на практике. Тогда о результатах работы по программе «Малыши и няньки» написали в журнале Юнеско “Connect” и она заинтересовала педагогов самых разных стран: Японии, Индии, Швейцарии, Греции, Бельгии. Межрегиональная общественная организация «Женщины в науке и образовании» активно использует это направление в своей работе. С 22 по 26 мая 2000 г. под Воронежем мы провели школу-лагерь «Ученые — детям» как сателлитную программу очередной Международной конференции «Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы».

Воронежские ученые: Анна Яковлевна Григорьевская, В.С. Чесноков, Л.П. Хицова, — с помощью своих студентов провели для детей геоботаническую экскурсию и работу с собранной во время экскурсии коллекцией растений. Художник-оформитель А.Б. Орешина помогла школьникам самостоятельно изготовить пособия для занятий с малышами. Параллельно с занятиями для детей проходил обмен опытом работы между участниками конференции и заинтересованными специалистами из Воронежа: педагогами детских садов и школ, специалистами станций юннатов и экологических центров, авторами оригинальных программ и пособий, интересных проектов и книг. Всего в работе школы-лагеря за 5 дней приняло участие 20 детей от 3,5 до 15 лет и более 30 взрослых. Самым главным для ученых и педагогов оказалось обретение чувства единства в мыслях и устремлениях с равными по силам коллегами, которые воспитывают в детях увлеченность поиском истины, умение вести исследовательскую работу и добиваться поставленной цели. Темы и вопросы, которые обсуждались на этих встречах, то возносились до мировоззренческих высот, то углублялись в таинственные глубины детской психики, сохраняя при этом трепетное ощущение прямого общения с единомышленниками и друзьями.

В 2003 г. в рамках XI Международной конференции «Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы», приуроченной к 85-летию ВГУ и 10-летию МОО “ЖНО”, группа детей и взрослых провела самостоятельное исследование здоровья природной среды в прибрежной зоне Воронежского водохранилища по методике, основанной на оценке флуктуирующей асимметрии развития листьев березы. На тренировочном занятии по теме «Симметрия» использовали пособие профессора Надежды Васильевны Аммосовой «Занимательная симметрия: тетрадь по математике для творческих работ в начальных классах».

Юные участники работы собрали в прибрежной зоне водохранилища листья с низко растущих веток четырех берез. Изготовили из миллиметровой бумаги измерительные линеечки. Разбились на рабочие группы и провели необходимые измерения признаков, характеризующих билатеральную симметрию листьев. Всего у 165 листьев были измерены по 4 признака для левой и правой стороны. Измеренные данные занесли в специальные таблицы. Затем провели статистическую обработку результатов измерений с помощью портативных микрокалькуляторов. Сравнив полученные данные с методическими указаниями, получили вывод, что степень флуктуирующей асимметрии для исследованных берез соответствует 2 классу состояния природной среды (слабое загрязнение). Дети подготовили рисунки, иллюстрирующие собственный взгляд на проведенную работу. Важно отметить, что когда я по просьбе руководителя секции «Охрана окружающей среды и экологическое образование» Л.Н. Хицовой выступила на заседании секции с предварительным сообщением об исследовательской работе, проведенной нашим смешанным семейным коллективом, специалисты-экологи согласились с нашей «экспертной» оценкой. Дети подготовили большой плакат с гистограммами, иллюстрирующими результаты исследования и выступили с сообщениями о работе перед представительной аудиторией участников конференции (около 40 человек): показали свои рисунки, ответили на вопросы слушателей, получили в награду по шоколадке от Оргкомитета и остались абсолютно и безмерно счастливы.

В Астрахани в рамках VIII Международной конференции «Образование. Экология. Экономика. Информатика» серии «Нелинейный мир» (15-20 сентября 2003 г.) в программе «Ученые — детям» приняли участие более 40 человек: ученые, педагоги, руководители системы образования, представители общественных организаций, студенты, школьники. Был проведен семинар по теме «Детский сад — эталон экологической культуры», консультации для школьников и студентов по оценке здоровья природной среды методом флуктуирующей асимметрии, открытый экологический урок в детском саду №107 по теме «Воздух», а также круглые столы в детском саду №107 и областном центре творческого развития молодежи по вопросам участия представителей разных ведомств и групп в повышении экологической культуры детских садов. Студенты факультета «Биологии и природопользования» АГТУ провели экспресс-оценку состояния территории детских садов №107 и №136 по флуктуирующей асимметрии листьев березы и представили результаты исследования на заключительном заседании конференции. Участники и гости конференции высоко оценили работу секции «Ученые — детям» и рекомендовали астраханским специалистам продолжить работу в этом направлении после завершения конференции.

Это полезное и интересное мероприятие удалось осуществить благодаря самоотверженным усилиям профессора АГТУ Ангелины Борисовны Ольневой и доцента кафедры инженерной экологии и природообустройства АГТУ Марии Николаевны Мироедовой.

В Дубне 25 января 2006 г. в рамках XIII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» интересно прошел круглый стол по теме «Молодежный исследовательский проект в помощь детскому саду”. Около 30 участников конференции из разных городов России и примерно столько же педагогов и экологов г. Дубны заинтересованно обсудили такие важные вопросы, как:

  1. Перспективы анализа в рамках студенческих курсовых и дипломных работ проблем состояния и роли деревьев на участках детских садов: подбор и размещение видов с учетом местных условий, рекомендации педагогам и т.д.
  2. Возможности исследования и практического решения экологических проблем участков детских садов силами школьников (членов экологических кружков, станций юннатов и творческих центров и т.д.)
  3. Возможности создания общедоступной информационной базы для поддержки исследовательской деятельности молодежи на участках детских садов (история отношений человека с деревьями, проблемы озеленения городских территорий, необходимость и пути сохранения видового разнообразия и т.д.).
  4. Перспективы создания при детских садах семейных клубов «Деревья и дети», занимающихся изучением деревьев и уходом за ними, посадками и оборудованием маршрутов экологических прогулок, созданием вместе с детьми поделок из растительного материала (листьев, веточек, шишек, ягод, орехов, семян), изготовлением гербариев, рисунков и фотографий, разучиванием песен и танцев, проведением творческих встреч и т.д.
  5. Как заинтересовать потенциальных инвесторов оказывать финансовую и материально-техническую поддержку подобным общественным инициативам.

Летом 2005 г. в Москве инициативная группа студентов и школьников использовала подход «Малыши и няньки» в работе по международной программе «Make a connection», выиграв грант на обеспечение расходными материалами добровольческой работы по «зеленому аудиту» и улучшению условий для эколого-воспитательной работы на участках двух московских детских садов: №403 (дети с туберкулезной интоксикацией) и №1901 (дети с нарушениями речи). Участники проекта провели экспресс-оценку состояния территории детских садов по уровню асимметрии листьев березы и установили, что качество природной среды отнюдь не удовлетворительно — для обоих участков ≥ 0,05 (что не удивительно для Москвы). Оценив количество и видовой состав деревьев (на одном участке 300 деревьев 23 видов, а на другом 100 деревьев 12 видов), юноши и девушки составили карты-схемы их расположения. Нашли в литературе красочные иллюстрации деревьев, имеющихся на участках, и подготовили сборники научно-практических рекомендаций «Поможем малышам узнать и полюбить деревья», которые специалисты этих детских садов с благодарностью приняли для работы с детьми. Студенты и школьники по ходу дела с удовольствием общались с малышами: рассказывали о работе на участке, играли с детьми, обучали их узнавать деревья и делать гербарии, ориентироваться по карте-схеме и создавать узоры из ягод и семян, показывали, как правильно смастерить и повесить «птичий домик».

В аналогичном проекте 2006 г. приняли активное участие студенты МГУ. Проект назывался «Праздник Леса в детском саду» и также проходил при грантовой поддержке программы “Make a connection”. Участники проекта летом изготовили из искусственного меха 40 шапочек разного цвета с ушками для выступления детей в роли мышек, лягушек, зайчиков, лисичек, волчат, медвежат и белочек. Сделали литературные подборки историй из жизни всех этих лесных обитателей и распечатали их для раздачи родителям. Подготовили и распечатали обращения к родителям с просьбой помочь каждому ребенку подготовиться к выступлению в роли того или иного лесного жителя. Студенты приезжали к дошкольникам с портативными компьютерами и показывали малышам фотографии лесных обитателей в дикой природе, наряжали малышей в шапочки разных зверюшек и помогали войти в соответствующую роль. Приобрели на средства гранта и завезли на участок детского сада 15 кубометров почво-грунта, часть которого внесли под молодые саженцы в уголке леса, посаженном в прошлом году. Остальной почво-грунт распределили по участку под новые посадки. В сентябре организовали и провели познавательно-игровую акцию «Праздник Леса» для воспитанников детского сада и местных ветеранов. В результате работы по проекту его участники освоились с такими полезными навыками, как приобретение товаров по безналичному расчету с использованием информации из сети Интернет: поиск поставщиков необходимых для выполнения проекта материалов: искусственного меха разных цветов и почво-грунта, — навыки делового общения при выполнении операций по безналичному расчету: оформление заказа, выписка счета, получение товара. Молодежь приобрела опыт изготовления костюмов лесных зверюшек (шапочек с ушками): выбор оптимального варианта выкройки, рациональный раскрой искусственного меха, подбор ткани на подкладку (из личных запасов), изготовление характерных ушек и т.д. Попрактиковались в подкормке молодых саженцев почво-грунтом: пришлось выкапывать канавки на расстоянии 0,5 м от стволика на глубину штыка лопаты, удалять старый грунт и вносить плодородный. При удалении старого грунта в нем было обнаружено огромное количество строительного мусора: битый кирпич, куски бетона и арматуры и пр. Новыми для студентов и школьников оказались и такие навыки, как подготовка пособий и материалов для занятий с дошкольниками (тексты для чтения, фото для компьютерной демонстрации) и проведения самих занятий, а также организация массовой акции «Праздник Леса» с участием малышей и гостей-ветеранов: разработка программы, подготовка пригласительных билетов для гостей (в виде цветных буклетов с программой праздника, фото из жизни детского сада и информации о самом молодежном проекте), а также — красочных дипломов для малышей.

Очень хорошо проявили себя старшекурсницы Факультета биоинженерии и биоинформатики: Светлана Федосеева, Лада Сычева и Юля Кузьмина. Света покорила нас всех потрясающе разумным и волевым подходом к делу, внеся сразу целый ряд улучшений в управление проектом: сэкономила средства на приобретении меха (средства пошли на почво-грунт!), улучшила выкройку, скорректировала цветовую гамму мехов, чтобы комплект шапочек можно было бы использовать после Праздника Леса в разнообразных ролевых играх. Лада героически принимала участие во всех делах, а в итоге даже провела презентацию результатов работы на семинаре Ученого Совета НИИФХБ им. А.Н. Белозерского. Юля предложила прекрасную идею: донести до малышей с помощью портативных компьютеров информацию из сети Интернет о жизни настоящего леса. Участница двух наших проектов — студентка географического факультета Алла Филаретова от всей души и с малышами занималась, и за уголком леса ухаживала. Замечательный эпизод: подкормка уголка леса. На мой сердобольный вопрос, не тяжела ли красивой девушке работа с лопатой, Алла возмущенно протестует: «Татьяна Васильевна! Мы только что на практике под Архангельском такие шурфы сами копали!» — И как доказательство: идеальной формы и красоты канавка вокруг юной сосенки.

Не знаю, в какой еще стране мира можно в начале XXI века найти молодежь, одинаково свободно владеющую лопатой, швейной иглой и компьютерной техникой, но у нас в МГУ такие студенты есть, и это не просто радует, но поддерживает чувство гордости за национальную культуру.

Некоторые размышления постфактум. В 2005 и 2006 г.г. небольшие молодежные группы сделали для двух московских детских садов очень полезную работу, в результате которой педагоги и воспитатели смогут более полноценно использовать образовательные ресурсы своих территорий. Сделали то, что самим работникам детских садов практически не по силам: составить карты-схемы расположения деревьев на участке; организовать доставку саженцев для уголка леса и плодородной почвы под молодые саженцы и клумбы; изготовить десятки шапочек из искусственного меха для перевоплощения малышей в лесных зверюшек; обеспечить видовое разнообразие трав, цветов и кустарников на участке. Все это и многое другое студенты и школьники сделали при минимальной финансовой поддержке. В наших проектах 2005 и 2006 г.г. были задействованы грантовые средства от фирмы Nokia. Вопрос: неужели у нас в стране для каждого конкретного детского сада не найти средств на поддержку молодежных благотворительных проектов, в которых финансируется только приобретение расходных материалов? Канцелярских товаров и комплектующих для компьютеров? Лабораторного пластика, искусственного меха и стройматериалов? Саженцев и почвогрунта?

Можно быть уверенными на 200%, что сами по себе подобные средства (или прямо расходные материалы!) для детских садов найти на местах не сложно. Вопрос в том, какую организационную форму придать их использованию. Программа “Make a connection” обыгрывает в своей работе замечательную идею: развитие жизненных навыков молодежи. Согласитесь, есть разница в том, с какой идеей брать в руки лопату. Одно дело, когда тебя гонят из-под палки, непонятно кто и не понятно куда. Другое дело, когда солидная фирма дает тебе средства на развитие твоих жизненных навыков и ты берешься рыть землю, чтобы подарить малышам уголок леса, в котором весной будут радовать глаз первоцветы, а осенью можно будет устроить праздник для гостей-ветеранов.

В России сегодня все еще действует 40000 детских садов. Можно попросить родное Правительство выделить каждому из них (по примеру фирмы Nokia) по $1000, но такая сумасшедшая сумма ($40000000!) для детских садов в нашем родном бюджете вряд ли появится в ближайшее время. Можно пойти другим путем. В каждом детском саду в среднем 100 детей. Можно собрать с каждой семьи по $10 и выдать молодежной группе: действуйте, ребята! Наверное, есть немало и других вариантов. Главное сейчас: помочь всем детским садам сделать свои территории цветущими, разумно и рачительно используя их ресурсы для воспитания экологической культуры подрастающего поколения.

Опыт работы московской молодежи в 2005 и 2006 гг. по программе “Make a connection” показывает, насколько оперативно и эффективно можно пройти путь от научного исследования до внедрения научных рекомендаций при минимальной финансовой поддержке, используя в качестве модельных площадок территории детских садов. Сложность в том, что при всей кажущейся простоте молодежные благотворительные проекты исследовательской и просветительской направленности требуют непременного участия высоко квалифицированного наставника для самой молодежи.

  1. К.Б. Асланиди, М.А. Малярова, Т.В. Потапова, Н.Г. Рыбальский, О.Ю.Цитцер "Экологическая азбука для детей и подростков". Москва. Изд-во МНЭПУ. 1995. 164 стр.
  2. Т.В. Потапова (автор-составитель). "Вместе со всей планетой: научно-практические рекомендации по эколого-образовательной работе за рамками стандартных учебных программ". Пущино. 1995. 118 стр.
  3. T. Potapova. "School children as EE teachers for pre-school age children" //CONNECT, September 1995. P. 8-9.
  4. Т.В. Потапова. "Ученые — детям" //Вестник экологического образования в России. 1996. №2. Стр.10.
  5. Т.В. Потапова. "Женщины и экология" //Сб. "Второй Всероссийский Женский Конгресс "Женщины в политике, политика для женщин". М. "Юр. л-ра". 1996. Стр.52-54.
  6. Л.А. Милованова, Т.В. Потапова. "Природа и творчество в семейных мастерских" //ЭКОС-Информ, 1996, №6. Стр. 65-68.
  7. К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова. "Концепция экологического воспитания дошкольников" //Мир психологии. 1997, №1. Стр. 75-84.
  8. Т.В. Потапова, С.Г. Кикнадзе, Т.Н. Михайлина, М.В. Шубина, Л.С. Журавлева, Л.В. Андрюшкина. «НАДЕЖДА: программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека». Пущино, ИСАР, 1998. — 39 с.
  9. Т.В. Потапова. «Проект назывался «МАЛЫШИ И НЯНЬКИ» //«Сила движения»: информационно-методический сборник по итогам программы поддержки российских экологических НПО «Семена демократии». М. 1998. С.150-154.
  10. Т.В. Потапова, С.Г. Кикнадзе. «Привлечение школьников к экологическому воспитанию дошкольников: проект «МАЛЫШИ И НЯНЬКИ» // «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях (материалы Российской конференции 19-20 нояб. 1997 г. Москва)». М.: «КМК». 1998. Стр. 163-190.
  11. Л.С. Журавлева, М.К. Титова, Т.В. Потапова. «Организация эксперимента по теме «ДЕТСКИЙ САД — ЭТАЛОН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» на базе типового ДОУ» // «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе (материалы Российской конференции 2-3 дек. 1999 г. Москва)». М.: «КМК». 1999. Стр. 159-161.
  12. Т.В. Потапова. «Опыт создания отечественной системы непрерывного экологического образования от детского сада до лиц, принимающих решения» // Тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. (12-14 апреля, Москва). М.: Экопсицентр РОСС. 2000. Стр. 118-121.
  13. Т.В. Потапова. «Детский сад — эталон экологической культуры» //Тезисы VII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». (Дубна, 23-30 января 2000 г.) Стр. 269.
  14. Т.В. Потапова. «Зачем мы говорим?» // “Языки науки — языки искусства”. М. «Прогресс — Традиция». 2000. Стр. 230-239.
  15. Т.В. Потапова. «О формировании научного мировоззрения детей в условиях современной России» // Материалы Международной конференции «Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы». (Воронеж, 22-27 мая 2000г.), том II, стр. 390-398.
  16. Т.В. Потапова, А.Я. Григорьевская. «Ученые — детям (Организация взаимодействий ученых с детьми в рамках научной конференции» // Материалы Международной конференции «Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы». (Воронеж, 22-27 мая 2000г.), том II, стр. 386-390.
  17. Т.В. Потапова (автор-составитель). «Детский сад — эталон экологической культуры». М.: ВООП, РЭФИА, 2003. — 300 с.
  18. Т.В. Потапова, О.В. Морозова, В.А. Волков. "Повестка дня на 21 век для дошкольных образовательных учреждений" // Управление ДОУ. 2002. №3. Стр.108-118.
  19. Т.В. Потапова. «Роль исследовательской деятельности студентов и школьников в решении проблемы экологической безопасности детских садов» //Тезисы VIII Международной конференции «Нелинейный мир: Образование. Экология. Экономика. Информатика» (15-20 сентября 2003 г., Астрахань).
  20. Т.В. Потапова. «Исследование здоровья природной среды с помощью биоиндикации» // Тезисы X Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». (Пущино 20-25 января 2003 г.). Стр. 301.
  21. Т.В. Потапова. «Ученые — детям» // Тезисы X Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». (Пущино 20-25 янв. 2003 г.). Стр.417-418.
  22. Т.В. Потапова. «Ученые — детям» // Справочник «Общественные ресурсы образования». М. Минобразования РФ. 2004. Стр.227.
  23. Т.В. Потапова. «Секрет зеленого листа (методические рекомендации по исследованию качества природной среды)». М.: РЭФИА, Фак-т биоинж. и биоинформ. МГУ. 2004. 56 с.
  24. И.В. Стульников, А.Н. Филаретова. «Студенты и школьники в детском саду» // «Московский университет», №37, ноябрь 2005.
  25. Т.В. Потапова, М.Б. Пекелис, НюО. Свенцицкая, З.В. Стульникова, И.В. Стульников, А.Н. Филаретова. "Молодежный исследовательский проект в помощь детскому саду" // Тезисы XIII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». (г. Дубна. 23-28 янв. 2006 г.). Стр.338.
  26. Т.В. Потапова. «Образование для устойчивого развития в детском саду. (Научно-практические рекомендации)». М.: НИА-Природа. 2006. 72 с.
  27. Т.В. Потапова. «Праздник леса в детском саду» //В мире науки. 2007. №1. Стр.88-89.
  28. Т.В. Потапова. «Праздник леса в детском саду» // «Московский университет» 2007, №9 (4200), стр.5, 7.
  29. Web-site “Ученые — детям” http://kids.genebee.msu.ru.