XVII Международная конференция «Математика. Компьютер. Образование»

Дубна, 25-30 января 2010 г.

Внедрение рекомендаций ЮНЕСКО-ЮНЕП
в работу детских садов России

Потапова Т.В., Владимирова Т.В.1, Петрова Ю.В.1

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского,
отдел математических методов в биологии.
Россия, 119992, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ,
Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru
1Государственое образовательное учреждение детский сад №1820 комбинированного типа.
Россия, 119192, г. Москва, ул. Винницкая 11, к.1,
Тел./факс (495)9321174; е-mail: Julivp77@gmail.com

В 1993-1995 г.г. по заданию Минэкологии РФ российские ученые разработали Концепцию экологического воспитания дошкольников в русле рекомендаций Тбилисской Декларации по образованию в области окружающей среды (1977) и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992), используя материалы проектов Юнеско-ЮНЕП 1975-85 г.г., рекомендации ООН по обучению правам человека, опыт ученых и педагогов Индии. Для детских садов России ученые-разработчики вместе с педагогами создали учебную программу «НАДЕЖДА» (подготовка дошкольников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека) и разработали по плану НИОКР-98 Госкомэкологии России Концепцию «Детский сад — эталон экологической культуры». В 1993-2005 г.г. эти разработки последовательно внедрялись московским д/с №1901, систематически доводились до сведения специалистов около 20000 детских садов России усилиями Центрального совета ВООП и региональных отделений ВООП, а благодаря журналу Юнеско «Connect» частично стали достоянием мировой общественности.

23.07.2009 г. приказом №548 Департамента образования г. Москвы утвержден проект создания системы воспитания и образования детей дошкольного возраста «Детский сад — эталон экологической культуры» на базе д/c №1820 г. Москвы. Руководство д/c №1820 видит интересные перспективы развития своего образовательного учреждения в использовании программы «НАДЕЖДА», так как ее содержание в отличие от других эколого-образовательных программ выходит за рамки чистого природоведения, и в организации лабораторной исследовательской деятельности, так как детям это интересно. Очень хочется с помощью ученых сделать более грамотной работу с зелеными растениями в помещениях и на территории, а также усовершенствовать предметно-развивающую среду в групповых комнатах для самостоятельной работы детей в свободной деятельности. Специалисты д/с №1820 надеются, что, как и в работе д/c №1901, программа «НАДЕЖДА» поможет улучшить показатели работы с детьми в группах логопедической коррекции. Очень важно, что методист ОМЦ ЗОУОДО г. Москвы Т.Н. Вострухина помогла специалистам д/с №1820 связаться с учеными-разработчиками и подготовить совместный проект. Теперь — дело за результатами! Подробности на web-сайт «Ученые — детям».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова. 1997. "Концепция экологического воспитания дошкольников". // Мир психологии. N1. Стр. 75-84.
  2. Проблемы образования в области окружающей среды. (Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды 14-26 окт. 1977 г., Тбилиси). М. 1979.
  3. Программа действий: Повестка дня на ХХ1 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева. Центр "За наше общее будущее". 1993.
  4. Концепция дошкольного воспитания (проект). Под ред. В.В. Давыдова. М. 1988.
  5. Environmental Education Series 17. Unesco-UNEP International Environmental Education Programme. 1985.
  6. Обучение правам человека. (Практическое руководство для начальной и средней школы: рекомендации ООН). М."Просвещение". 1990.
  7. International Training Seminar on Environmental Education for Educational Planners and Administrators. (Report). New Delhi. INDIA. 1990.
  8. Т.В. Потапова и др. 1998. «НАДЕЖДА (Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека». Пущино. ОНТИ НЦБИ.
  9. Т.В. Потапова (редактор-составитель). 2004. Сборник «Детский сад — эталон экологической культуры». М. РЭФИА.
  10. T. Potapova. «School children as EE teachers for pre-school age children». // Connect, Sept. 1995.
  11. Web-сайт «Ученые — детям»