Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского,
Отдел математических методов в биологии.
Россия, 119992, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ,
Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru
Большинство детских садов России имеют отдельные здания и около 1 га хорошо озелененных территорий для выполнения оздоровительных, рекреационных и эколого-воспитательных функций. Существенную помощь в успешном решении этих задач может оказать исследовательская работа молодежи. Летом 2005 г. в Москве инициативная группа студентов и школьников выиграла по международной программе Make a connection грант ($1000) на обеспечение расходными материалами благотворительной деятельности. Мы запланировали «зеленый аудит» и улучшение условий для эколого-воспитательной работы на участках ДОУ №403 (дети с туберкулезной интоксикацией) и ДОУ №1901 (дети с нарушениями речи), а средства потратили на канцелярские товары, цветные картриджи, лабораторные чашки Петри и саженцы.
По уровню асимметрии листьев березы (метод утвержден распоряжением Росэкологии №460-р от 16.10.2003) получили самую худшую оценку для обоих участков: ≥ 0,05 (что не удивительно для Москвы!). Оценили количество и видовой состав деревьев: на одном участке 300 деревьев 23 видов, на другом — 100 деревьев 12 видов. Составили карты-схемы расположения деревьев. Изготовили (по всем правилам) 6 птичьих домиков и развесили их на достаточно крупных деревьях разных видов. Нашли в литературе красочные иллюстрации деревьев имеющихся на участках видов и изготовили с помощью компьютерной техники необходимое количество пособий для занятий с детьми. Приобрели на средства гранта и посадили (с учетом пожеланий хозяев) новые виды деревьев: пихту сибирскую, абрикос манчжурский, орех манчжурский, дуб и сосну, — а также кустарники (лещину, калину, бузину) и лианы (актинидию и виноград амурский).
Студенты и школьники по ходу работы с удовольствием общались с малышами: рассказывали о себе и о работе на участке, играли с детьми, обучали их узнавать деревья и делать гербарии, ориентироваться по карте-схеме и создавать узоры из ягод и семян в лабораторных чашках Петри, показывали, как правильно смастерить и повесить птичий домик. Для обоих ДОУ подготовили сборники научно-практических рекомендаций «Поможем малышам узнать и полюбить деревья» с большим количеством цветных иллюстраций и фотографий. Сотрудники ДОУ успешно используют их в работе с детьми.
Проведенный эксперимент показал, насколько оперативно и эффективно можно пройти путь от исследования до внедрения, используя как модель проблему экологически грамотного озеленения территорий детских садов. Важное свойство этой модели — наличие в разных частях России более 40000 подобных участков, типовых по размерам и выполняемым функциям и чрезвычайно вариабельных по природным и социально-экономическим условиям. Представляет большой интерес проведение как можно большего числа подобных исследований и сравнительный анализ их результатов. Наш опыт показывает, что это можно сделать в сжатые сроки и при весьма скромной финансовой поддержке. С материалами работы по проекту можно ознакомиться на web-сайте «Ученые — детям» в разделе «Деревья и дети в городе».
Уважаемые участники конференции! Приглашаем Вас принять во внимание ряд конкретных вопросов по теме нашего сообщения, которые могут быть интересны для обсуждения в кругу доброжелательных и заинтересованных людей самых разных специальностей. Результаты такого обсуждения могут оказаться очень полезны в выборе молодежью оптимальных (мало затратных и эффективных) практических решений проблем усовершенствования участков детских садов.
Опыт нашей работы 2005 года отражен в следующих материалах:
Вот еще несколько полезных публикаций по этой теме: